Возникновение и
развитие высшего образования: средневековый
университет – форма высшей школы; Коллегии,
Академии – прообраз российского университета;
Петр I и образование;
создание академического университета в России.
Высшее образование
в России второй половины XVIII – первой половины XIX века: Московский
университет; развитие университетского
образования в первой половине XIX века. Реформы
университетов второй половины XIX века:
университетские уставы 1863 и 1884 годов; подготовка
научно-педагогических кадров; положение
университетов во второй половине XIX века.
Университеты
в России в начале XX века:
университетская политика правительства;
положение университетов в начале XX века;
организация учебного процесса; подготовка
профессорско-преподавательских кадров в
университетах; высшее женское образование;
«вольная» российская школа.
Высшее
профессиональное образование в России: высшее
техническое, сельскохозяйственное,
экономическое, педагогическое, юридическое,
медицинское, музыкальное, театральное и
художественное, богословное, военное
образование. Поствузовское археологическое
образование. Состояние российского высшего
образования в начале XX века: управление
высшим образованием; финансирование высшего
образования; абитуриенты высшей школы.
1. Высшее образование
в России: Очерки истории до 1917 года /Под ред. В.Г.
Кинелева. - М.: НИИВО, 1995. - 352 с.
2. Васильев
Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и
организация управления вузом. Учебник. 2-е изд.,
испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во
«Лань», 2001. С.8-15.
Многозначность
понятия «образование»: возрастание роли
образования; функции образования. Система
образования и ее трактовка в российском
законодательстве: содержание понятия;
образовательные программы и государственные
стандарты; программы (общеобразовательные и
профессиональные); сеть учреждений образования;
дошкольный тип учреждений; общеобразовательные
школы: количественные и качественные измерения;
профессиональные учебные заведения.
Образование как
приоритетная отрасль экономики: экономические
функции образования; отраслевой аспект
образования. Что производится в образовании:
образовательные услуги и их особенности.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 6-42.
2. Воронин А.А.
Экономика высшего образования в новых условиях
хозяйствования. – М.: Научно-исследовательский
институт высшего образования, 1999. – 234 с.
3. Региональная
экономика. /Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова.
Серия «Учебники и учебные пособия». -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.
234-246.
4. Шереги
Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В.
Социология образования: прикладной аспект. - М.:
Юристъ, 1997. - 304 с.
Специфика
производительной деятельности и экономических
отношений в отрасли образования: элементы
производительной деятельности в образовании;
экономические отношения; отношения
собственности. Научные подходы к экономике
образования: концепция человеческого капитала;
минусы теории человеческого капитала;
родоначальная модель экономики образования.
Экономика образования как наука и учебная
дисциплина: экономика образования в системе
экономических наук; общность и различия науки и
учебной дисциплины «Экономика и статистика
образования»; экономическое образование в
педвузах; задачи курса «Экономика и статистика
образования».
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 43-80.
2. Чекмарев
В.В.
Экономические проблемы сферы образования.
Монография. Часть 1. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И.
Скаржинского. - Кострома.
Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 35-47.
3. Эренберг Р.Дж., Смит
Р.С.
Современная экономика труда. Теория и
государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996. С.
317-362.
4. Дятлов
С.А. Теория
человеческого капитала: Учебное пособие. - СПб:
Изд-во СПбУЭиФ, 1996. - 141 с.
5. Молчанов
И.Н.
Динамика современного высшего образования.
Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.
6. Becker
G.
The Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis with special Reference to
Education, New York, Columbia University Press, 1964.
Образование как
некоммерческая отрасль экономики:
некоммерческие организации и некоммерческий
сектор; образовательные услуги – разновидность
общественных благ; положение образовательных
учреждений в транзитивной экономике.
Расширение рыночных отношений учебных
заведений в условиях переходной экономики:
потребность приспособления к рыночной среде;
способы зарабатывания финансовых средств;
границы платности за обучение;
негосударственные вузы; некоммерческие
организации, бизнес и образование.
Рынок
образовательных услуг и его характерные черты:
рынок образовательных услуг; бесплатны ли
образовательные услуги?; сектора рынка, виды
платных услуг; цена услуг образования. Маркетинг
и его роль в регулировании рынка образовательных
услуг: маркетинг и его значение; место и значение
маркетинга в отрасли образования; специфика
маркетинга; смета и цена образовательных услуг.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 81-126.
2. Чекмарев
В.В.
Экономические проблемы сферы образования.
Монография. Часть 1. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И.
Скаржинского. - Кострома.
Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 47-68.
Содержание
хозяйственного механизма и его особенности в
отрасли образования: сущность, своеобразие;
основные цели и направления введения нового
хозяйственного механизма. Государственное
регулирование развития образования:
планирование и прогнозирование; учебные планы
школ; планирование контингента школьников;
количественные изменения контингента учащихся в
перспективе; Федеральная программа развития
образования.
Организационная
структура управления системой образования:
необходимость радикальных изменений в
управлении образованием; государственные органы
управления образованием; правомочия местных
органов управления; границы самостоятельности
образовательных учреждений. Менеджмент и его
место в управлении учебными заведениями:
своеобразие менеджмента в образовании;
менеджеры и их роль.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 127-162.
2. Васильев
Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика
и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд.,
испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во
«Лань», 2001. – 544 с.
Финансовый механизм
и необходимость его перестройки в отрасли
образования: источники финансирования
образования; классификация расходов на
образование; сметное финансирование; позитивные
и негативные моменты централизованного
финансирования.
Основные
направления оптимизации финансового положения
учебных заведений: изменения бюджетного
финансирования; образовательные ваучеры;
многоканальность финансирования образования.
Внедрение методов самофинансирования и
хозрасчетной деятельности.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 163-194.
2. Васильев
Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика
и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд.,
испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во
«Лань», 2001. С. 286-362.
Труд работников
образования и его особенности: педагогический
труд и его своеобразие; рабочее время учителя.
Заработная плата педагогов: материальные и
моральные стимулы; сущность и своеобразие
заработной платы в просвещении; критерии
размеров зарплаты; уровень зарплаты работников
образования. Современная система организации
оплаты педагогического труда: необходимость
перемен в оплате труда; межотраслевой механизм
регулирования зарплаты; аттестация и тарифные
разряды учителей; своеобразие оплаты труда
вузовских преподавателей; необходимость
повышения уровня оплаты труда.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 195-223.
2. Чекмарев
В.В.
Экономические проблемы сферы образования.
Монография. Часть 2. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И.
Скаржинского. - Кострома.
Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 160-182.
Сущность
материально-технической базы и состав основных
фондов отрасли «Образование»: определение
понятия «материальная база»; основные и
оборотные средства; своеобразие материальной
базы в просвещении. Состояние
учебно-материальной базы сферы образования в
России и за рубежом: реальное положение
отечественной материальной базы; состояние и
рост капиталовложений в развитых странах.
Основные направления развития
материально-технической базы в отрасли
образования в России: капитальное строительство
в перспективе.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 224-249.
2. Чупрунов
Д. И., Жильцов Е. Н.
Экономика, организация и планирование высшего
образования: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 175 с.
Роль
преподавательского потенциала в развитии
образования: специалисты отрасли образования;
педагогический персонал вуза. Послевузовское
образование и его ступени: аспирантура и
докторантура; особенности воспроизводства
кадров в современных условиях; многоуровневая
система подготовки специалистов.
Воспроизводство учительских кадров и его
своеобразие на современном этапе: сфера
педагогического образования; миграция
педагогов; структурные изменения в подготовке
учительского персонала; перестройка высшего
педагогического образования; система повышения
квалификации педагогов.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 250-273.
2. Зарецкая
С.Л. Кадры
специалистов США в условиях НТР: вопросы
структуры, использования и подготовки. /АН СССР,
ИНИОН. – М.: Наука, 1985. - 157 с.
Эффективность
образования как интегральный показатель
взаимодействия его педагогической, социальной и
экономической плодотворности: аспекты
действенности образования; грани экономической
эффективности образования. Теория и практика
экономического эффекта образования: истоки
теории экономического эффекта образования;
теория человеческого капитала – инструмент
выявления эффекта образования; отечественный
опыт определения эффективности образования;
внутриотраслевой экономический эффект
образования. Взаимосвязь экономической
эффективности учебных заведений и платы за
обучение.
1. Щетинин
В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С.
Экономика образования. Учебное пособие. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. С. 274-300.
2. Молчанов
И.Н.
Динамика современного высшего образования.
Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.
Источники информации
об уровне образования населения. Уровень
образования населения, его обобщающие
показатели. Два подхода
к учету системы образования (отраслевой и
лицензирование). Статистика дошкольного
воспитания и школьного образования. Методика
изучения социально-профессиональных ориентаций
выпускников общеобразовательных школ.
Статистика профессионального образования.
Прикладные статистические методы в социологии
образования. Источники статистической
информации о сфере образования за рубежом.
1. Социальная
статистика: Учебник /Под ред. чл.-кор. РАН
И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. С.
295-325.
2. Молчанов
И.Н.
Динамика современного высшего образования.
Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.
3. Курс
социально-экономической статистики: Учебник для
вузов /Под ред. проф. М.Г.Назарова. - М.:
Финстатинформ, ЮНИТИ ДАНА, 2000. С. 648-654.
4. Методологические
положения по статистике. Вып. 1 /Госкомстат
России. - М., 1996. С. 126-129.
5. Галаган
А.И., Гоппа В.Д.
Международный опыт разработки индикаторов
высшего образования. - М.:
НИИВО, 1997. - 44 с.
6. Галаган
А.И., Гоппа В.Д. Методические
основы сравнительного анализа систем
образования /Под науч. ред. акад. А.Я. Савельева. - М.: НИИВО, 1995. - 52 с.
Эволюционный
механизм становления образовательных систем:
состояние и динамика французской
образовательной системы; развитие высшего
образования в Германии; организация высшего
образования в США; система высшего образования в
Японии. Образовательные концепции в западной
социологии. Диверсификация среднего образования
и профессиональная ориентация молодежи. Мировые
тенденции в структуре подготовки специалистов.
Присуждаемые дипломы (во Франции, Германии, США),
последипломное образование, послевузовское
образование.
1. Федоров
И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее
профессиональное образование: Мировые
тенденции: (Социальный и философский аспекты). -
М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 368 с.
2. Высшее
образование за рубежом. Справочник. - Тверь:
Педагогика-Пресс, 1995. - 168 с.
3. Системы
высшего образования развивающихся стран. - М.:
Изд-во Университета дружбы народов, 1986. - 348 с.
4. Системы
высшего образования стран Запада: Справочник.
Часть 1. - М.: Изд-во Университета дружбы народов,
1991. - 164 с.
5. Системы
высшего образования стран Запада: Справочник.
Часть 2. - М.: Изд-во Университета дружбы народов,
1991. - 192 с.
6. Молчанов
И.Н.
Динамика современного высшего образования.
Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.
7. Системы
аккредитации за рубежом /Г.Н. Мотова, В.Г.
Наводнов, В.Ж. Куклин, В.А. Савельев. /Предисл. В.А.
Зернова. - М.: Научно-информационный центр
государственной аккредитации, РосНОУ, 1998. - 151 с.
Обширный
список рекомендуемой литературы (842 литературных
источника) представлен в следующей работе:
Молчанов И.Н. Динамика
современного высшего образования. Монография. -
Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. С. 185-234.
Доцент,
к.э.н.
И.Н. Молчанов
Электронная почта
Возврат на главную страницу сайта
last update 27 Ноябрь 2001 г. 23:26:05