Программа дисциплины

«Экономика и статистика образования в России и за рубежом»

Тема 1. История возникновения и развитие образования в России

Возникновение и развитие высшего образования: средневековый университет – форма высшей школы; Коллегии, Академии – прообраз российского университета; Петр I и образование; создание академического университета в России.

Высшее образование в России второй половины XVIII – первой половины XIX века: Московский университет; развитие университетского образования в первой половине XIX века. Реформы университетов второй половины XIX века: университетские уставы 1863 и 1884 годов; подготовка научно-педагогических кадров; положение университетов во второй половине XIX века.

Университеты в России в начале XX века: университетская политика правительства; положение университетов в начале XX века; организация учебного процесса; подготовка профессорско-преподавательских кадров в университетах; высшее женское образование; «вольная» российская школа.

Высшее профессиональное образование в России: высшее техническое, сельскохозяйственное, экономическое, педагогическое, юридическое, медицинское, музыкальное, театральное и художественное, богословное, военное образование. Поствузовское археологическое образование. Состояние российского высшего образования в начале XX века: управление высшим образованием; финансирование высшего образования; абитуриенты высшей школы.

Литература:

1. Высшее образование в России: Очерки истории до 1917 года /Под ред. В.Г. Кинелева. - М.: НИИВО, 1995. - 352 с.

2. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. С.8-15.

Тема 2. Образование как система и отрасль экономики

Многозначность понятия «образование»: возрастание роли образования; функции образования. Система образования и ее трактовка в российском законодательстве: содержание понятия; образовательные программы и государственные стандарты; программы (общеобразовательные и профессиональные); сеть учреждений образования; дошкольный тип учреждений; общеобразовательные школы: количественные и качественные измерения; профессиональные учебные заведения.

Образование как приоритетная отрасль экономики: экономические функции образования; отраслевой аспект образования. Что производится в образовании: образовательные услуги и их особенности.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 6-42.

2.     Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. – М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. – 234 с.

3.        Региональная экономика. /Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 234-246.

4.     Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристъ, 1997. - 304 с.

Тема 3. Экономика и статистика образования: наука и учебная дисциплина

Специфика производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования: элементы производительной деятельности в образовании; экономические отношения; отношения собственности. Научные подходы к экономике образования: концепция человеческого капитала; минусы теории человеческого капитала; родоначальная модель экономики образования. Экономика образования как наука и учебная дисциплина: экономика образования в системе экономических наук; общность и различия науки и учебной дисциплины «Экономика и статистика образования»; экономическое образование в педвузах; задачи курса «Экономика и статистика образования».

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 43-80.

2.     Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография. Часть 1. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И. Скаржинского. -  Кострома. Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 35-47.

3.     Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 317-362.

4.     Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭиФ, 1996. - 141 с.

5.     Молчанов И.Н. Динамика современного высшего образования. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.

6.     Becker G. The Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis with special Reference to Education, New York, Columbia University Press, 1964.

Тема 4. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор; образовательные услуги – разновидность общественных благ; положение образовательных учреждений в транзитивной экономике.

Расширение  рыночных отношений учебных заведений в условиях переходной экономики: потребность приспособления к рыночной среде; способы зарабатывания финансовых средств; границы платности за обучение; негосударственные вузы; некоммерческие организации, бизнес и образование.

Рынок образовательных услуг и его характерные черты: рынок образовательных услуг; бесплатны ли образовательные услуги?; сектора рынка, виды платных услуг; цена услуг образования. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг: маркетинг и его значение; место и значение маркетинга в отрасли образования; специфика маркетинга; смета и цена образовательных услуг.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 81-126.

2.     Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография. Часть 1. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И. Скаржинского. -  Кострома. Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 47-68.

Тема 5. Хозяйственный механизм сферы образования

Содержание хозяйственного механизма и его особенности в отрасли образования: сущность, своеобразие; основные цели и направления введения нового хозяйственного механизма. Государственное регулирование развития образования: планирование и прогнозирование; учебные планы школ; планирование контингента школьников; количественные изменения контингента учащихся в перспективе; Федеральная программа развития образования.

Организационная структура управления системой образования: необходимость радикальных изменений в управлении образованием; государственные органы управления образованием; правомочия местных органов управления; границы самостоятельности образовательных учреждений. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями: своеобразие менеджмента в образовании; менеджеры и их роль.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 127-162.

2.     Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – 544 с.

Тема 6. Финансирование системы образования

Финансовый механизм и необходимость его перестройки в отрасли образования: источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования.

Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 163-194.

2.     Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. В.В.Глухова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. С. 286-362.

Тема 7. Труд и оплата труда работников образования

Труд работников образования и его особенности: педагогический труд и его своеобразие; рабочее время учителя. Заработная плата педагогов: материальные и моральные стимулы; сущность и своеобразие заработной платы в просвещении; критерии размеров зарплаты; уровень зарплаты работников образования. Современная система организации оплаты педагогического труда: необходимость перемен в оплате труда; межотраслевой механизм регулирования зарплаты; аттестация и тарифные разряды учителей; своеобразие оплаты труда вузовских преподавателей; необходимость повышения уровня оплаты труда.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 195-223.

2.     Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография. Часть 2. /Под общ. ред. д.э.н., проф. М.И. Скаржинского. -  Кострома. Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. С. 160-182.

Тема 8. Материально-техническая база образования

Сущность материально-технической базы и состав основных фондов отрасли «Образование»: определение понятия «материальная база»; основные и оборотные средства; своеобразие материальной базы в просвещении. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом: реальное положение отечественной материальной базы; состояние и рост капиталовложений в развитых странах. Основные направления развития материально-технической базы в отрасли образования в России: капитальное строительство в перспективе.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 224-249.

2.     Чупрунов Д. И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 175 с.

Тема 9. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство

Роль преподавательского потенциала в развитии образования: специалисты отрасли образования; педагогический персонал вуза. Послевузовское образование и его ступени: аспирантура и докторантура; особенности воспроизводства кадров в современных условиях; многоуровневая система подготовки специалистов. Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие на современном этапе: сфера педагогического образования; миграция педагогов; структурные изменения в подготовке учительского персонала; перестройка высшего педагогического образования; система повышения квалификации педагогов.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 250-273.

2.     Зарецкая С.Л. Кадры специалистов США в условиях НТР: вопросы структуры, использования и подготовки. /АН СССР, ИНИОН. – М.: Наука, 1985. - 157 с.

Тема 10. Социальная и экономическая эффективность образования

Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности: аспекты действенности образования; грани экономической эффективности образования. Теория и практика экономического эффекта образования: истоки теории экономического эффекта образования; теория человеческого капитала – инструмент выявления эффекта образования; отечественный опыт определения эффективности образования; внутриотраслевой экономический эффект образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Литература:

1.     Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 274-300.

2.     Молчанов И.Н. Динамика современного высшего образования. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.

Тема 11. Статистика уровня образования населения и развития системы обучения

Источники информации об уровне образования населения. Уровень образования населения, его обобщающие показатели.  Два подхода к учету системы образования (отраслевой и лицензирование). Статистика дошкольного воспитания и школьного образования. Методика изучения социально-профессиональных ориентаций выпускников общеобразовательных школ. Статистика профессионального образования. Прикладные статистические методы в социологии образования. Источники статистической информации о сфере образования за рубежом.

Литература:

1.     Социальная статистика: Учебник /Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. С. 295-325.

2.     Молчанов И.Н. Динамика современного высшего образования. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.

3.     Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г.Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ ДАНА, 2000. С. 648-654.

4.     Методологические положения по статистике. Вып. 1 /Госкомстат России. - М., 1996. С. 126-129.

5.     Галаган А.И., Гоппа В.Д. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования. -  М.: НИИВО, 1997. - 44 с.

6.     Галаган А.И., Гоппа В.Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования /Под науч. ред. акад. А.Я. Савельева. -  М.: НИИВО, 1995. - 52 с.

 

Тема 12. Высшее профессиональное образование в современном мире

Эволюционный механизм становления образовательных систем: состояние и динамика французской образовательной системы; развитие высшего образования в Германии; организация высшего образования в США; система высшего образования в Японии. Образовательные концепции в западной социологии. Диверсификация среднего образования и профессиональная ориентация молодежи. Мировые тенденции в структуре подготовки специалистов. Присуждаемые дипломы (во Франции, Германии, США), последипломное образование, послевузовское образование.

Литература:

1.     Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 368 с.

2.     Высшее образование за рубежом. Справочник. - Тверь: Педагогика-Пресс, 1995. - 168 с.

3.     Системы высшего образования развивающихся стран. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1986. - 348 с.

4.     Системы высшего образования стран Запада: Справочник. Часть 1. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. - 164 с.

5.     Системы высшего образования стран Запада: Справочник. Часть 2. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. - 192 с.

6.     Молчанов И.Н. Динамика современного высшего образования. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. - 263 с.

7.     Системы аккредитации за рубежом /Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.Ж. Куклин, В.А. Савельев. /Предисл. В.А. Зернова. - М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации, РосНОУ, 1998. - 151 с.

Обширный список рекомендуемой литературы (842 литературных источника) представлен в следующей работе:

Молчанов И.Н. Динамика современного высшего образования. Монография. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. С. 185-234.

Доцент, к.э.н.                                                                         И.Н. Молчанов
Электронная почта

Возврат на главную страницу сайта

last update 27 Ноябрь 2001 г. 23:26:05


Hosted by uCoz